Арт-центр "Карман", расположившийся в центре Симферополя, уже почти год привлекает внимание думающих и чувствующих крымчан. Завоевывает он и просторы Украины. В конце апреля режиссер "Кармана" Антон Романов получил награду "за культуру сценического воплощения" спектакля "Глаза голубой собаки" на первом Фестивале молодых украинских режиссеров, организованном национальным центром театрального искусства им. Леся Курбаса в Белой церкви. А буквально через несколько дней друзья арт-центра увидели в социальных сетях сообщение, что "Карман" находится под угрозой закрытия из-за нехватки денег. "События Крыма" расспросили администратора центра Анну Введенскую о том, что происходит в жизни ребят, чем дышит их центр и каковы прогнозы по его работе.
- Финансовая ситуация, конечно, сложная. Сегодня, чтобы чувствовать себя нормально, центру нужно примерно 30 тыс. грн в месяц. Эти деньги позволят оплачивать аренду, отдавать долги и развиваться. Но сегодня центр их не зарабатывает, наш бизнес (хотя вообще очень спорно называть нашу деятельность бизнесом) не окупается. Но закрываться мы, конечно, не хотим. То, что мы делаем, – это нужно, важно, значимо и полезно. Не только для нас, но и для молодого поколения, для жителей города, для Крыма вообще. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы не прекратить существование центра, но сегодня точно понимаем, что нужна поддержка со стороны, и верим, что в городе есть бизнесмены, которые, осознавая значимость центра, придут на помощь.
Ведь у нас изначально не было опыта ведения дел, зарабатывания денег. Мы – безбашенная команда, которой хотелось создать творческое пространство, потому что его не было. Мы взяли и создали.
- Мы всячески за, если это будет не в ущерб продукту, который мы делаем. Но таких людей пока нет. Волонтеров-актеров много, а вот менеджеров нет. Хотя это ведь прекрасная площадка для тех, кто хочет набраться опыта. Приходи, учись, пробуй, набирайся навыков и завтра продавай себя как готового специалиста.
- Мы говорим всем о том, что их ищем, и готовы сотрудничать, но вот очень целенаправленно не искали, не очень знаем, где (улыбается). Если они появятся, будем только рады.
А пока мы хотим, чтобы Министерство курортов и туризма Крыма включило нас в свои турмаршруты. Некоторые люди сюда уже приводят туристов, гостей. Ведь наличие такого арт-центра – это фишка, которая достойно представляет Крым.
Расскажите, как изначально возникла идея создать арт-центр?
- Театр-студия "Мы" существует давно. Прошлым летом стало понятно, что находиться в художественном музее и показывать по одному спектаклю в неделю – это мало. Никакого дальнейшего развития там быть не могло. Это был критический момент, когда нужно было либо двигаться вперед, либо точно решать, что больше ничего не будет. Поэтому все прошлое лето мы потратили на поиск помещения. Сначала нам понравилось совсем другое, но в его ремонт нужно было вложить очень много денег. В результате за неделю нашли это (на Карла Маркса, во дворе, напротив магазина "Янтарь" - ред.)
- Порядка 30-35. Кто-то активнее работает, кто-то помогает периодически. Все делается на волонтерских началах. Есть основные режиссеры, худруководитель, я. Мы ни разу не получали зарплату. Остальные люди где-то работают и попутно вечерами и выходными сотрудничают с нами. Это создает дополнительные сложности с репетициями, возможностями создавать новые проекты. Но не мешает создавать качественный продукт. За последние полгода у нас уже есть две официальные премии в сфере театра. Мы их получили на тех двух фестивалях, в которых участвовали. Их могло бы быть и больше, будь у нас финансирование на участие, проживание и дорогу. Первая премия – за лучшее решение драмы-абсурда, полученная на фестивале "Курбалесия" в Харькове. Получил ее Антон Романов. Вторая - тоже ему, за "Глаза голубой собаки".
- Когда мы открывали центр, то думали, что основным нашим потребителем будут студенты. Но теперь стало понятно, что это люди от 23 до 40 лет, которые формируются как специалисты, которые хотят провести досуг со смыслом, хотят духового и интеллектуального роста. Есть, конечно, и студенты, и люди за 40, но их меньше.
- Нет. У нас разная специфика, подход к театру. Каждый занимает свою нишу, ищет своего зрителя. Наши спектакли заставляют многое прочувствовать, задать себе какие-то вопросы. Не все сегодня к этому готовы, не всем это комфортно. Часто люди ходят в театр, чтобы развлечься, получить приятные эмоции, посмеяться, показать себя, за комфортом и красивым зданием с уютными креслами. А у нас совсем другая атмосфера и совсем другие цели.
- Театр, который вы создаете, к какому виду можно отнести?
- Дать какое-то четкое определение сложно. Наверное, он больше относится к "бедному театру" и "жестокому театру". Особенностями "бедного театра" является то, что он оставляет только две необходимые детали – зрителя и артиста, ломает деление театрального пространства на зал и сцену, перемешивает зрительный зал и игровое пространство. Взаимодействие между зрителем и актером происходит через душевный и иногда телесный контакт. Правда, последнее у нас пока не предусмотрено.
В основе практики "жестокого театра" лежит принцип разрушения формы как она есть, снятие личностного начала. Такой театр требует от зрителя внутреннего соучастия. "Жестокий театр" раскрывает метафизику слова, жеста и выражения. Слова и жесты становятся своего рода заклинаниями, а сам спектакль – ритуалом.
Но арт-центр – это не только театр. Мы проводим еще и киноклубы. Последний раз мы показывали Чарли Чаплина и еле вместили людей. Пришло человек 70. Но это был бесплатный показ. Хотя, казалось бы, фильм 30-х годов, его явно все смотрели. И приятно, что люди после этого не уходят, они остаются обсуждать, разговаривать, рассказывать о своем видении. Наш арт-центр – это еще и дискуссионная площадка. Скоро должна приехать Алевтина Кохидзе (киевская художница) рассказать о своей деятельности и связи искусства с социальной проблематикой.
У нас есть замечательный перформанс, который поставил наш актер Даниил Маржец. Девушки-художницы в танце создают картину на глазах у зрителя, то есть каждый становится свидетелем создания произведения искусства.
Кроме того, к нам уже второй раз приезжают ребята из Харькова. Один из них читает свои стихи, а второй создает музыку, их подчеркивающую. А не так давно мы стали участниками глобальной премьеры фильма "Один день на Земле", который был создан при поддержке ООН и презентовался в один день во всем мире. В Украине его показывали в Киеве и у нас. Кстати, показ фильма был возможен благодаря волонтеру ООН Ане Захаровой.
Мы даем возможность и молодым художникам впервые находить своего зрителя, проводим выставки картин, фотовыставки. Их эффективность оценивать сложно, но, к примеру, у нас была персональная выставка фотографа Андрея Мороза "Счастье есть". Он снимал людей на Филиппинских островах. После этого у него была "горячая линия" в "Комсомольской правде", и было 1500 звонков! И это замечательный показатель.
- Сколько стоит организовать выставку в вашем центре?
- Если это групповая выставка, то она бесплатна. Если персональная, то мы просим небольшую арендную плату. Но она мала в сравнении с расценками других площадок.
Кстати, когда к нам приезжают авторы со своими работами современного, актуального искусства и интересуются, какие площадки есть еще, а мы говорим, что их нет, у людей округляются глаза. Есть музеи, которые, увы, не имеют атмосферы (да и практики), которая нужна для современного критического искусства.
- Для этого у нас нет площадки, потому что краска потом обычно повсюду. А по актерскому мастерству есть группы, но взрослые. Хотя, летом думаем предложить занятия и для детей, чтоб не скучали дома.
Также мы открыты для тех, кто хочет проводить здесь встречи, дискуссии (все-таки помещение в центре, плюс wi-fi), если кому-то нужен ивент, мы готовы оказать помощь в организации. Сегодня у нас, например, репетируют мини-мисс Крыма.
- Хотим реализовать стрит-арт проект ко Дню города по росписи трех переходов на улице Набережной. Есть эскизы, осталось найти финансирование на покупку баллонов. Мы написали письмо горсовету с просьбой привести сами переходы в порядок и поставить освещение. Проходили недавно там. Один уже побелили. Мы, конечно, не знаем, связано ли это с нашим письмом или это случайное стечение обстоятельств. Еще в ближайших планах пара новых спектаклей и фотовыставок.