Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин опубликовал большую статью в журнале "Коммерсантъ-Власть", в которой предлагает новое ужесточение мер "по борьбе с экстремизмом".
Как следует из публикации, Бастрыкин возлагает ответственность за практически все крупные неприятности, случившиеся в России или около нее, от развала СССР до нынешних экономических проблем, на Запад и конкретно США, которые якобы ведут с РФ "гибридную войну". Последствием этой войны Бастрыкин считает, в том числе, рост числа преступлений экстремистской направленности.
"Основной прием информационной войны – это манипулирование близкой для определенной социальной группы идеологией посредством ее радикализации", – пишет Бастрыкин. Элементами информационной войны он видит выделение в США средств на программы по борьбе с коррупцией и поддержку демократии во всем мире.
Бастрыкин предлагает, в основном, бороться с угрозами в интернете и публичном поле.
Во-первых, нужно создать концепцию идеологической политики государства, считает глава СК, в основе которой бы лежала "национальная идея, которая по-настоящему сплотила бы единый многонациональный российский народ" (какая идея – не называется).
Во-вторых, Бастрыкин предлагает начать широкомасштабные проверки всех религиозных, национально-культурных и молодежных организаций, "в отношении которых есть основания полагать, что они занимаются запрещенной экстремистской деятельностью".
В-третьих, Бастрыкин предлагает "определиться с пределами цензурирования глобальной сети интернет", что в его случае означает усиление цензуры. Бастрыкин считает нужным пойти по пути Китая, где, по его данным, полностью запрещена работа тех интернет-СМИ, что имеют хотя бы небольшую долю иностранного капитала.
В-четвертых, Бастрыкин предлагает обязать провайдеров хранить всю личную информацию клиентов, поставить фильтры для ограничения доступа к экстремистским материалам, а сам список этих материалов расширять в досудебном порядке. "Если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, пусть сами обжалуют соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд и доказывают там свою правоту", – предлагает Бастрыкин.
В-пятых, он хочет сделать уголовно наказуемым не только распространение информации, которую государство считает опасной, но даже простое хранение или скачивание такой информации.
В-шестых, Бастрыкин предлагает ввести уголовное наказание за отрицание результатов референдума о присоединении Крыма к России. "Этот акт правового выражения всенародного волеизъявления населения Крыма стал неотъемлемой частью российского конституционализма. С учетом места этого акта в системе иерархии ценностных ориентаций российского государства и общества, безусловно, необходима его особая правовая защита, в том числе средствами уголовно-правового воздействия, – считает глава Следственного комитета. – С учетом изложенного представляется необходимым дополнить содержащееся в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" понятие экстремистской деятельности (экстремизма) таким проявлением, как отрицание итогов всенародного референдума".
Наконец, Бастрыкин предлагает усилить контроль за движением капитала, в том числе ввести уголовную ответственность за выпуск криптовалюты "и других денежных суррогатов".