Многие крымские банки прекратили продавать рубли в своих обменных пунктах, расположенных в зданиях финучреждений, и даже выдают рублевые переводы из других регионов России исключительно в гривне.
Как пишет в своем блоге финансовый эксперт Валерий Соловьев, крымчане охвачены паникой – большинство людей, хранивших свои сбережения в гривнах и успевших закрыть свои депозиты в украинских банках до их организованного бегства из Крыма, имеют на руках достаточно серьезные суммы, которые теперь нужно конвертировать в рубли. Между тем с 13 апреля практически все банковские учреждения Крыма (российские банки) массово и одновременно прекратили продавать рубли в зданиях банков.
При этом на рекламных стопперах у банков картина идиллическая: за один рубль "дают" 0,35 грн. В реальности купить рубль в симферопольских банках невозможно – кассиры говорят, что российских денег в кассах попросту нет. За то в уличных обменниках рубль торгуется по заоблачному курсу – 0,42 грн, пишет Соловьев.
В связи с этим блогер задается вопросами: кто и зачем запустил рублевую панику в Крыму? И почему в банках рублей не хватает, а в обменниках их можно купить в любом количестве?
Ответы на эти вопросы, по его мнению, очевидны – ситуация создана искусственно. "Обвальная скорость распространения рублевой паники и подозрительно одновременное исчезновения рубля в продаже практически всех банков Крыма, позволяет некоторым экспертам говорить об организованном и откровенно спекулятивном характере крымского рублевого ажиотажа. Такое мнение вполне резонно. История полна примерами искусственно организованных денежных кризисов, которые позволяют организаторам этих афер снимать баснословные барыши за счет банального ограбления большинства населения, рассматриваемого в качестве беспомощной жертвы", – отмечает Соловьев.
Кроме того, он обращает внимание, что с учетом внимания, проявляемое к Крыму высшим руководством РФ, трудно предположить, что полуостров может иметь реальные проблемы с рублевой наличностью. Особенно – в свете того, что крымские пенсионеры и бюджетники уже получили свои первые пенсии и зарплаты в рублях.
"Осталось понять – кто организатор <…>. Скорее всего, финансовый кризис в Крыму выгоден многим структурам – как официальным, так и криминальным, как внутренним, так и внешним – поэтому организация этого кризиса, скорее всего, носит коллективный характер <…>. Тем не менее, некоторые эксперты отмечают, что невольным первым камушком в лавине разгорающегося в Крыму финансового кризиса могло стать сообщение, опубликованное в блоге первого вице-премьера Крыма Рустама Темиргалиева 11 апреля", – считает блогер.
Текст этого сообщения гласит: "Резкое падение украинской валюты и возрастающая вероятность дефолта Украины заставляют нас пересмотреть сроки работы бивалютной системы на полуострове. Обсуждается возможность значительного изъятия гривневой массы в коротком периоде…".
В условиях обостренной политической ситуации даже малая искра может воспламенить и без того подогретое общественное мнение, полагает Соловьев.
По его мнению, свою роль сыграла и не очень понятная отстраненность от ситуации крымских властей. Никто из высших должностных лиц Крыма не попытался сбить накал страстей, выступив с публичным заявлением и успокоив паникующих крымчан обещанием решить вопрос рублевой наличности в кратчайшие сроки.